О ПРОДУКТЕ
СЕРВИС МОБИМЕД
ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
ВНЕДРЕНИЕ
ONLINE КУРСЫ
МЕДИАЛОГ ДЛЯ РЕГИОНОВ
FAQ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОРУМ
КОНТАКТЫ
МЕДИАЛОГ НА ПРАКТИКЕ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
О КОМПАНИИ
  Вход для пользователя  
      
      
 
 
  регистрация
  выслать пароль

Rambler's Top100
Rambler's Top100

ГЛАВНАЯ > ПУБЛИКАЦИИ > Автоматизация сетевых коммерческих клиник в Санкт-Петербурге

Опыт автоматизации коммерческих сетевых клиник в Санкт-Петербурге

Версия для печати

 

Вадим Борисов, заместитель генерального директора по ИТ ООО «АВА-ПЕТЕР» (клиники «АВА-ПЕТЕР» и «Скандинавия»), к.т.н.
Андрей Борейко, директор по маркетингу компании «Пост Модерн Текнолоджи»
Источник: Врач и информационные технологии, № 4, 2009, С. 42 – 46

Вадим Борисов, заместитель генерального директора по ИТ ООО «АВА-ПЕТЕР» (клиники «АВА-ПЕТЕР» и «Скандинавия»), к.т.н.

Андрей Борейко, директор по маркетингу компании «Пост Модерн Текнолоджи»

С самого начала расположенные в г. Санкт-Петербурге коммерческие клиники «АВА-Петер» и «Скандинавия» позиционировались как высокотехнологичные медицинские центры. Данный фактор был определяющим для принятия решения об автоматизации. В современной клинике должны быть не только лучшие врачи и передовое оборудование, но и современная информационная система.

Прежде чем говорить об истории проекта автоматизации, необходимо кратко охарактеризовать объекты автоматизации – российско-финские клиники «АВА-Петер» и «Скандинавия». Российско-финская клиника «АВА-Петер» занимается лечением мужского и женского бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) с 1996 года. Сегодня в Санкт-Петербурге клиника  «АВА-Петер» имеет два центра для приема и лечения пациентов.

Открытие частной клиники "Скандинавия" состоялось в начале 2004-го года. Главная особенность клиники "Скандинавия" – это полный комплекс предоставляемых медицинских услуг – от диагностики до проведения высокотехнологичных хирургических операций. По размерам филиальной сети и масштабам деятельности группа клиник «АВА-Петер» и «Скандинавия» входят в число лидеров российского рынка коммерческой медицины.

Клиники имеют общих акционеров и структуры управления, поэтому проект автоматизации затронул обе организации. Начиная проект автоматизации, руководство ставило перед собой три магистральные задачи:

  • наладить эффективное управление клиникой;
  • оптимизировать работу врачебного персонала;
  • выдержать на заданном высоком уровне имиджевую составляющую медцентров европейского уровня.

В  1999 году бизнес-консультанты провели обследование работы клиники «АВА-Петер» и составили проект технического задания.

В 2000 был организован  открытый  конкурс на поставку комплексной медицинской информационной системы. Конкурс проходил в три  этапа. Первый этап – расширенный, заочный, когда менеджмент знакомился с существующими на рынке решениями по доступным описаниям и свидетельствам коллег. На втором этапе ряду избранных поставщиков в режиме переписки было предложено дать свои предложения в рамках ранее составленного технического задания.

Третий, заключительный этап был очным. В нем принимало участие пять компаний-финалистов. Принимая окончательное решение, руководство клиники опиралось на четыре основных критерия: стоимость решения, его функциональность, распространенность технологической платформы и возможность развития. Победителем стала компания «Пост Модерн Текнолоджи» и система МЕДИАЛОГ.

На начальном этапе МИС МЕДИАЛОГ внедрялась в клинке «АВА-Петер» в Петербурге в 2001 году как локальная моносистема. Вторая инсталляция МИС проводилась в клинике «Скандинавия» в 2003 году. Вновь созданная система использовала отдельную базу данных. Таким образом, вначале внедрения МИС носили локальный характер, и переход на распределенную сетевую архитектуру произошел на более поздних этапах проекта.

Первый опыт сетевой инсталляции происходил при появлении первого филиала клиники «Скандинавия» в Выборгском районе Петербурга. Исключительность этой работы состояла в том, что с филиалом не было никакой связи, даже телефонной,  если не считать уплотненной линии, которая не позволяла получить даже модемный канал.

Пришлось организовывать доступ через сотовую связь  на 9 kbit. Первоначально предложенный вариант – с организацией локальной БД и репликацией данных – был внимательно рассмотрен заказчиком. По ряду причин, о которых подробнее будет сказано несколько ниже, данный вариант был признан неоптимальным. В качестве альтернативы рассматривалась технология терминального доступа с использованием различных комплектов оборудования.

В итоге, организацию первого удаленного рабочего места было решено реализовать с помощью системы Citrix. Это был вынужденный шаг, обусловленный состоянием линий связи и потребностями клиники на данном этапе развития филиальной сети. Как это часто бывает, первоначально выбранная технология стала одним из определяющих факторов в формировании всей концепции построения распределенной МИС.

Для первоначально предложенного варианта, то есть для организации системы репликаций требовалось следующее:

  • построение полноценной локальной сети в филиале, включая контроллер домена;
  • сервер баз данных, файловый сервер, сервер для резервных копий БД (backup);
  • определенные затраты на программное обеспечение – операционные системы серверов, сервер БД MS SQL, программы для создания резервных копий;

К этому варианту у заказчика возникли возражения, прежде всего, экономического характера. Требовалось привлечение дополнительного ИТ персонала для того, чтобы обслуживать сервера и рабочие места филиалов.

Еще один аргумент против использования репликационной схемы выдвинули ИТ специалисты клиники. Аргумент заключался в том, что при любой взаимной репликации возникают конфликты, которые необходимо быстро и технологично улаживать. Этим тоже должен заниматься квалифицированный сотрудник. Но ни один ИТ сотрудник не может отвечать за достоверность записи врача, под которой тот ставит подпись.

Все участники проекта признавали, что явным плюсом схемы с репликацией является независимость от наличия соединения с единым центром обработки данных (ЦОД). Как показала практика последующих внедрений того же программного решения у других заказчиков репликационная схема в целом является жизнеспособной и описанные проблемы могут быть успешно решены.

Тем не менее, с учетом всего вышеизложенного, а также  в виду реального состояния телекоммуникационных сетей на начало десятилетия, заказчик остановился на схеме с использованием терминального доступа.

Терминальная схема, конечно, также имела как плюсы, так и минусы. Среди минусов –существенная зависимость от наличия соединения on-line с нормальной пропускной способностью. Целесообразность инвестиций в развитие каналов связи можно оценить только для каждого конкретного случая.

Цена инсталляции канала 10 MBit в настоящее время составляет от 10 до 250 тыс. рублей, а абонентская плата 15 тысяч. В начале проекта также был проведен соответствующий анализ и признано, для филиала, который планируется не менее чем на 10 лет работы, инвестиции являются оправданными. Если же свой канал строится при незначительной удаленности филиалов, то его рентабельность повышается.

Среди плюсов терминальной схемы – отсутствие необходимости закупки серверов в филиал и программного обеспечения к нему. Правда, требуется закупка выделенного терминального сервера в ЦОД, а так же терминальных лицензий. Но принимая во внимание тот факт, что в работе филиала требуется доступ и к другой информации компании, периодического использования таких программ как MS Office и других, а также потребность в корпоративной телефонной связи руководство клиник пришло к выводу, что по совокупности факторов экономически терминальная схема является более предпочтительной.

Результатом совместных усилий ИТ-службы заказчика, поставщика решения и партнера по внедрению – петербуржской компании «Нинсис» – удалось создать надежную, высокопроизводительную и многофункциональную корпоративную систему для группы медицинских клиник «Скандинавия»-«АВА-Петер». Систему, способную поддержать быстрый рост филиальной сети.

Технология построения КИС предусматривает масштабируемость и включение новых структур в единую корпоративную систему. Система обеспечивает работу с корпоративной информацией (данные, голос, видео) в реальном режиме времени всех подразделений сети клиник, включая удаленные филиалы и административные службы, врачей скорой помощи и отдельных сотрудников.

Функциональная структура корпоративной системы группы клиник включает в себя три блока:

Базовый уровень обеспечения функционирования КИС содержит следующие компоненты:

  • ЛВС на объектах холдинга;
  • серверный центр, Data Center, Dicom Center (в проекте);
  • call-center, структура корпоративной телефонной и видео связи;
  • инфраструктура передачи информации (данные, голос, видео) между объектами КИС (внутренние и внешние широкополосные каналы, СКС);
  • система обеспечения защищенного  доступа к ресурсам КИС из публичной сети (Internet, каналы поставщиков телекоммуникационных услуг и телефонных операторов).

К технологическим особенности архитектуры системы можно отнести терминальный доступ клиентов, подключение фискальных регистраторов через терминал непосредственно по IP и подключение принтеров штрих-кодов через терминал также по IP.

Помимо технологических особенностей необходимо отметить те доработки, которые были связаны с особым профилем работы клиники «АВА-Петер». Специализация клиники «АВА-Петер» в области репродуктологии человека определила дополнительные требования к приложениям медицинской информационной системы.

Была проведена большая совместная работа исполнителя и заказчика по созданию и развитию модуля «Эмбрио» в составе системы МЕДИАЛОГ. При этом значительный интеллектуальный вклад в создание приложения принадлежал специалистам клиники.

В клинике «Скандинавия» был востребован практически весь функциональный спектр медицинской информационной системы, так как наряду с амбулаторными услугами она имеет свой стационар и современную клинико-диагностическую лабораторию.  

Сегодня созданная система поддерживает работу сети районных клинических  отделений в Санкт-Петербурге. В том числе 7 отделений в Приморском, Выборгском, Кировском, Фрунзенском, Московском и Сестрорецком районах Санкт-Петербурга. А к 2010 году число отделений планируется довести до 10.  Кроме того, КИС и ее основная составляющая – МИС, поддерживают работу и других удаленных объектов: трех крупных офисов, Call-центра, логистического центра, лабораторий и пунктов вспомогательных служб.

Близится к завершению проект внедрения МИС в латвийской  клинике «АВА-Рига», который взаимосвязан с МИС клиники «АВА-Петер».

В ближайших планах развития системы – обеспечение расширения региональной сети клиник в России (Вологда, Казань), включение в единую информационную систему новых вспомогательных объектов (офисов, лабораторий, объектов логистического и иного обеспечения и т.п.), внедрение МИС в европейских клиниках репродуктивных технологий системы  AVA (в Финляндии, Португалии, Азербайджане), внедрение МИС  в «Северной клинике» в Санкт-Петербурге на 1000 рабочих мест, запуск системы хранения данных на основе PACS и многое другое.

Одним из существенных достоинств КИС является возможность организации удаленного доступа к  МИС и в целом к КИС компании.  Любой сотрудник, от врача до президента компании имеют возможность в реальном времени выполнять свою работу в любой точке мира. Единственное условие – наличие  выхода в Интернет. Это позволяет, кроме того, вооружить специалистов неотложной и скорой помощи полноценным рабочим местом специалиста, даже в доме у пациента.

Лозунг, по которым проводятся все работы по развитию КИС и поддержке работы сотрудников «В любом месте, в любое время – любую необходимую информацию».

 

ЦОд

Стратегическое значение автоматизации для развития КИС компании было отмечено соответствующими организационными решениями. ИТ отдел подразделяется на две организационные единицы:

  • службу поддержки пользователей и сопровождения КИС;
  • отдел развития КИС.

Данное решение позволяет оптимально распределить внутренние кадровые ресурсы и уделять особое внимание задачам развития.

Таким образом, существующая КИС компании и применяемые в ней ИТ решения позволяют организовать полноценную работу сотрудников всех уровней независимо от их местонахождения. Врачи, имея полноценный доступ к данным всегда вооружены необходимой информацией для оказания услуг, а руководство – информацией позволя

 

PMT 2006-2017