О ПРОДУКТЕ
СЕРВИС МОБИМЕД
ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
ВНЕДРЕНИЕ
ONLINE КУРСЫ
МЕДИАЛОГ ДЛЯ РЕГИОНОВ
FAQ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОРУМ
КОНТАКТЫ
МЕДИАЛОГ НА ПРАКТИКЕ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
О КОМПАНИИ
  Вход для пользователя  
      
      
 
 
  регистрация
  выслать пароль

Rambler's Top100
Rambler's Top100

ГЛАВНАЯ > ПУБЛИКАЦИИ > Медицинская статистика до и после внедрения комплексной МИС

Медицинская статистика до и после внедрения комплексной МИС

Версия для печати

 

Орлинский Дмитрий Борисович, директор по внедрению МИС МЕДИАЛОГ
Лазарев Кирилл Игоревич, заместитель директора по внедрению МИС МЕДИАЛОГ
Источник: Врач и информационные технологии, № 6, 2009, С. 34 – 38

Дмитрий Орлинский, директор по внедрению МЕДИАЛОГ
Дмитрий Орлинский

Кирилл Лазарев, заместитель директора по внедрению МИС МЕДИАЛОГ
Кирилл Лазарев

Под медицинской статистикой в общем случае понимается отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения. В преломлении к области практического здравоохранения это сбор, накопление, обработка данных, характеризующих состояние здоровья контингента и предоставление статистической отчетности на уровне первичной медицинской помощи.

Таким образом, на уровне отдельно взятого ЛПУ в это собирательное понятие включается статистика здоровья населения, статистика здравоохранения, клиническая статистика, а также количественная статистика работы врача и ЛПУ в целом.

Одно из основных приобретений ЛПУ при внедрении современной медицинской информационной системы – это кардинальное улучшение ситуации со сбором и предоставлением медицинской статистики. Для того чтобы понять в чем заключаются улучшения нужно сравнить метод формирования статистической отчетности, в основе которой лежит бумажный документооборот или ввод данных с применением методов частичной автоматизации и то, как осуществляется формирование статистической отчетности в комплексной информационной системе.

В бумажную эру и на заре компьютерной эпохи (которая для большинства ЛПУ продолжается до наших дней) подготовка форм государственной статистической отчетности выполнялась следующим образом. Врач либо медсестра на приеме, кроме осмотра больного и внесения в медицинскую документацию данных о заболевании, обязан заполнять ряд бумажных учетных форм, зачастую непростых для понимания и заполнения. Таким образом, «классический» подход к ведению учета состоит в разделении записи врача, отражающие динамику состояния пациента и ведение учетных документов, являющихся основой для сбора данных медицинской статистической отчетности. В период СССР был разработан набор учетных статистических форм (приказ МЗ СССР от 04.10.80 г. № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" и многочисленные Приказы, вносящие изменения и дополнения в него). На основе указанных учетных форм готовятся сводные формы государственной статистической отчетности, которая представляется в органы управления здравоохранением.

В последние годы наряду со старыми учетными формами в угоду страховым компаниям используются утвержденные документы первичного медицинского учета, перегруженные параметрами, не имеющими никакого отношения к медицинскому наблюдению. Они стали излишне объемными, дублируются и не удобны в работе.

До появления компьютеров внесение записей в учетные формы и подготовка форм государственной статистической отчетности осуществлялось вручную. С началом компьютеризации (на этапе лоскутной автоматизации) данные из этих учетных форм стали вводить в небольшие статистические программы и затем на основе этих данных подготавливать формы государственного статистического наблюдения .

Использование бумажного документооборота, а также программных продуктов, не связанных с медицинскими записями врача несет в себе риски связанные в первую очередь с расхождением клинических и статистических результатов оказания медицинской помощи. Например, в случаях ошибочного кодирования врачами заболеваний по МКБ-10. Чтобы получить непротиворечивую и законченную картину медицинскому статистику необходимо корректировать в разумных пределах ту или иную информацию медицинской статистики. В результате процедур сведения и коррекции данные из записей врача в амбулаторной книжке и статистическая отчетность не совпадают. В спорных ситуациях статистик, естественно, открывает бумажную медицинскую карту и на ее основе уточняет спорные моменты.  Несмотря на то, что по формальным признакам медицинский статистик относится к категории лиц, обязанных хранить врачебную тайну (ст. 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан) но его доступ к информации о состоянии здоровья пациента неприемлем с точки зрения Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных.

Другим фактором рисков бумажного документооборота является большой объем дублируемых данных. Значительное количество учетных форм требует ввода регистрационной информации пациента из медицинской карты. Одновременно с повышением трудоемкости заполнения форм повышаются риски возникновения ошибок, связанных с человеческим фактором.

В отличие от такого устаревшего, хотя и единственно возможного при бумажной технологии, подхода, принцип работы со статистикой в современной медицинской информационной системе опирается на принцип единства врачебной записи и данных статистической отчетности.

В медицинской информационной системе врач непосредственно на своем рабочем месте вносит в систему данные по результатам осмотра и другие сведения. Часть данных может вноситься в запись медицинской сестрой. Эти учетные данные являются исходными для форм статистической отчетности. Вносить их повторно не требуется. Учетные формы и другие формы статистической отчетности генерируются автоматически на основе рабочих записей врача.

Чтобы в отчетность попал весь необходимый набор данных, например по форме «Талон амбулаторного пациента» (N 025/у-04; N 025-11/у-02), администратор информационной системы или сам медицинский статистик соответствующим образом настраивает протокол медицинской записи врача. При этом объем вводимых данных не пересекается с уже имеющейся регистрационной информацией пациента. Для обеспечения качественного сбора данных статистики в системе предусматриваются необходимые контроли уже на уровне ввода первичных данных.

То есть в комплексной медицинской системе формирование исходных данных для статистики происходит следующим образом: врач опрашивает больного, фиксирует в системе необходимые данные, ставит диагноз, а система при этом либо производит автоматические вычисления на основании его записей, либо контролирует, чтобы он ввел недостающий набор данных, необходимых для медицинской статистики, на основе  классификаторов.

В данной ситуации работа медицинских статистиков и самих врачей существенно упрощается и освобождается от рутины. Для формирования отчетности нет необходимости вводить первичные данные с бумаги в автономное компьютерное приложение. Не нужно искать в архиве бумажные карты. Любой медицинский статистический отчет формируется простым нажатием кнопки, которая инициирует работу соответствующего запроса. Отчет строится на основе первичных данных, введенных врачом. При необходимости имеется возможность посмотреть результат построения отчета, проверить его, сравнить. Одновременно система обеспечивает разграничение доступа к персональным данным пациента.

При этом отчет может быть сохранен в разных формах: в форме, удобной для проверки, или в печатной форме установленного образца – для подачи в органы управления здравоохранением. В тех городах и регионах, где статистику уже требуют предоставлять в электронной форме, данные можно выгружать в распространенном формате, например, в формате dbf. Причем все эти процедуры могут выполняться параллельно и независимо друг от друга.

На уровне контроля ввода первичных данных одним из революционных достижений является возможность настроить любую логику контроля. Например, при ведении записи врача автоматически формируется лист уточненных диагнозов – тех, которые учитываются в статистике и выносятся на вторую страницу титульного листа амбулаторной карты. В медицинской информационной системе лист уточненных диагнозов формируется на основе определенного алгоритма. Он может корректироваться уполномоченным пользователем. Система позволяет контролировать его правильность и целостность.

К примеру, любое острое заболевание в рамках медицинского случая автоматически выносится в этот лист. Хроническое заболевание, выявленное впервые или зарегистрированное ранее, также выносится в этот лист один раз в год. Если врач пытается повторно внести это заболевание для одного и того же пациента, то контрольный механизм системы не позволяет ошибочно сделать повторную запись. Как видно из приведенного примера, многие аспекты целостности и правильности данных выносятся на уровень первичного ввода информации, что существенно снижает трудозатраты, одновременно повышая актуальность и достоверность информации.

Автоматизации медицинской статистики не упраздняет роль медицинского статистика, но изменяет ее, смещая от рутинных, бюрократических процедур в сторону анализа и методологии. Вместо оператора ЭВМ, вводящего первичные данные, медицинский статистик становится специалистом, который участвует в формировании бизнес-процессов медицинского учреждения через анализ деятельности медперсонала, планирование и реализацию настроек в информационной системе. С помощью настроечных механизмов медицинский статистик может внести в организацию работы врача те поправки, корректировки и новые правила, которые он считает нужными для получения качественных статистических отчетов.

Эти новые правила, в отличие от традиционных должностных инструкций, уже не могут быть восприняты формально, так как они реализованы в виде более или менее жестких алгоритмов, обязательных к исполнению при работе в информационной системе. Их нельзя игнорировать, их нельзя обойти. Отсюда возникает задача в ходе обучения врачей навыкам работы в системе привить необходимые знания и умения в отношении таких аспектов врачебных записей, как правильное кодирование диагнозов или иных данных, необходимых для медицинской статистики.

Таким образом, медицинская статистика перестает быть оторванной от работы врача, что сильно упрощает жизнь для медицинского статистика и всего медицинского персонала, если все настроено правильно. В результате вероятность появления ошибки не исчезает полностью, но начинает зависеть в основном от правильности настроек системы, а не множества случайных обстоятельств, порождаемых «человеческим фактором». Кроме того, корректировку ошибок проще проводить с помощью алгоритмизированных запросов к информационной системе, чем перелистывая бумаги, заполненные врачебным почерком.

Автоматизация статистической отчетности облегчает жизнь не только медицинского статистика. Она помогает и администрации ЛПУ. Особенно в тех случаях, когда наряду с государственной статистикой руководители медицинского учреждения обязаны предоставлять ведомственные статистические формы. Во многих случаях такая дополнительная статистика готовится параллельно с государственной статистической отчетностью. При этом ее подготовка связана с такими же, если не большими, сложностями и трудозатратами. В некоторых случаях объем такой дополнительной отчетности может быть колоссальным.

Не менее сложной и важной задачей является подготовка корпоративной статистики, то есть тех формы отчетности, которые формируются в единичных и сетевых клиниках при крупных компаниях или холдингах по требованию руководства. Данная отчетность, как правило, ориентирована на финансовые показатели. Но в ней могут быть широко представлены и медицинские аспекты деятельности и натуральные показатели работы структурных подразделений, то есть те параметры, которые относятся к сфере управленческого учета в широком смысле слова.

Возможность обработки данных и подготовки специальных выборок является незаменимым инструментом в научных исследованиях. Система позволит провести необходимые расчеты описательной статистики и подготовить отчет в необходимом для исследования срезе данных.

Подход докомпьютерной эпохи подразумевает и даже прямо требует на уровне инструкций, чтобы заполнение статистических форм производилось отдельно или дополнительно к протоколам врачебных записей. Понятно, с чем было связано данное требование в эпоху бумажных носителей. Нужны были специальные усилия для извлечения статистических данных и, соответственно, особые административные требования, которые инициировали эти усилия.

Необходимость в особых усилиях для извлечения статистики была сопряжена с невозможностью произвольного формирования отчетов. Их нельзя было сделать в любой момент времени, так как это означало отвлечение дефицитных кадровых ресурсов от основной деятельности – лечения людей. Проблема решалась с помощью введения расписания предоставления статотчетности – раз в месяц, в полгода, раз в год. Появление комплексных автоматизированных систем устраняет данное ограничение и позволяет делать выборки в любой момент и за любой период времени жизни системы практически без отвлечения дополнительных ресурсов.

Новые возможности оказались особенно востребованными для тех видов острых заболеваний, которые имеют сезонный характер. Для таких нозологий и прежде выдвигались требования готовить более частые, иногда ежедневные отчеты. В результате, врачи в дополнение к увеличению нагрузки по работе с пациентами в амбулаторных условиях и на выезде при ухудшении эпидемиологической обстановки получали дополнительную нагрузку по созданию более частой отчетности. С появлением МИС и возможности автоматического формирования отчетов из первичных записей острота данной проблемы для ЛПУ значительно снижается.

В качестве примеров можно привести годовые сводные формы федерального государственного статистического наблюдения (30; 63; 16ВН и др), которые должны подаваться в органы управления здравоохранением раз в год, учетные формы по результатам работ за день, которые подаются внутри ЛПУ (Форма N 037/у-88 и др.) Эти формы всегда были отдельной заботой врачей и медицинских статистиков. Система же позволяет не только автоматически создавать эти формы на основе записи врача, но и подстраховывать специалистов. Например, если на основе МКБ-10 закодирован диагноз, начинающийся с литеры “S” или “T”, система требует дополнительную классификацию травмы и заполнения соответствующих полей для подготовки отчетности по травме. То есть система автоматически напоминает врачу что нужно делать непосредственно в процессе заполнения форм на приеме пациента.

В результате внедрения комплексной системы прежняя рутина по подготовке отчетов исчезает, а интеграция контрольных механизмов в экранные формы врача производится таким образом, чтобы минимизировать дополнительные трудозатраты и не отягощать врачей сверх необходимого. Безусловно, изменение процедуры не снимает с врача ответственность за наличие исходных данных и за их достоверность. За медицинским статистиком в данном случае сохраняются методические и контрольно-проверочные функции, поскольку даже при наличии автоматического контроля остается все же некоторая вероятность ошибок в исходных данных, связанная с человеческим фактором.

Таким образом, с появлением медицинской информационной системы статистика становится реальной, более точной, более достоверной. Медицинский статистик освобождается от рутинных операций и больше занимается аналитической работой. Нагрузка на врачей в плане подготовки отчетности снижается и распределяется более оптимальным образом. Руководство ЛПУ получает более эффективные инструменты для учета, отчетности и управления.

Широко практикуемый метод автоматизации путем ввода данных медицинской статистики в автоматизированные формы для передачи отчетности в электронном виде.

Формально указанный приказ отменен приказом МЗ СССР от 05.10.88 г. № 750, но поскольку в приказ неоднократно вносились изменения и дополнения уже после выхода приказа №750, приказ фактически остается действующим.

PMT 2006-2017