О ПРОДУКТЕ
СЕРВИС МОБИМЕД
ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
ВНЕДРЕНИЕ
ONLINE КУРСЫ
МЕДИАЛОГ ДЛЯ РЕГИОНОВ
FAQ
ПУБЛИКАЦИИ
ФОРУМ
КОНТАКТЫ
МЕДИАЛОГ НА ПРАКТИКЕ
ЗАДАТЬ ВОПРОС
О КОМПАНИИ
  Вход для пользователя  
      
      
 
 
  регистрация
  выслать пароль

Rambler's Top100
Rambler's Top100

ГЛАВНАЯ > ПУБЛИКАЦИИ > Опыт внедрения ГИС МЕДИАЛОГ в федеральных центрах высокотехнологичной медицинской помощи

Опыт внедрения ГИС МЕДИАЛОГ в федеральных центрах высокотехнологичной медицинской помощи

Версия для печати

 

Николаев Николай Станиславович, Главный врач ФГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования Минздравсоцразвития России», г.Чебоксары
Бариева Вера Эдуардовна, Заместитель главного врача по организационно-методической работе ФГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования Минздравсоцразвития России», г.Чебоксары
Орлинский Дмитрий Борисович, Директор по внедрению МИС МЕДИАЛОГ, г. Москва
Источник: Врач и информационные технологии, № 3, 2010, С. 26 – 30



Реализация Федеральной программы по созданию высокотехнологичных медицинских центров в разных регионах Российской Федерации предполагает работы по автоматизации этих действительно передовых медицинских клиник. Поставщик ГИС МЕДИАЛОГ – компания «Пост Модерн Текнолоджи» (ПМТ) – выступает в роли исполнителя проектов автоматизации, как подрядчик компании «Петромед» – поставщика медицинского оборудования и программного обеспечения.

В данной статье отражен опыт первых внедрений госпитальной информационной системы (ГИС) МЕДИАЛОГ в трех федеральных центрах высокотехнологичной медицинской помощи: в городах Пенза (проект стартовал в мае 2008 г.), Чебоксары и Астрахань (с октября 2008 г.). Наиболее успешным и, можно сказать, модельным стал проект автоматизации ФГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» в г. Чебоксары.
В ходе планирования пилотных проектов было определено, что область применения медицинских приложений должна охватить три ключевых блока. Во-первых, официальную медицинскую статистику. Во-вторых, специализированные АРМ врачей профильных специальностей. Наконец, требовалось обеспечить соответствие поставляемых решений нормативным актам Минздравсоцразвития РФ в части учета высокотехнологичной медицинской помощи.
Требование о соответствии приказам Минздравсоцразвития об оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) подразумевало, в частности, соответствие приказам № 590 от 11.09.07 и №786н от 29.12.08, регламентирующим оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению РФ. Следуя требованиям Минздравсоцразвития, ГИС МЕДИАЛОГ поддерживает первичную учетную форму №025/у-ВМП «Талон – направление на ВМП» и позволяет формировать отчетную форму № 67-МУ-ОУЗ «Сведения о предоставлении гражданам ВМП». В соответствии с идеологией федеральной программы данные об оказании ВМП населению выгружаются на специальный портал.

Основной план внедрения был продиктован формой госзаказа. Необходимо было разработать пилотный проект для типовых центров высокотехнологичной медицинской помощи по следующим направлениям: сердечнососудистая хирургия, травматология-ортопедия, нейрохирургия.

Кроме того, в ГИС МЕДИАЛОГ в базовом плане поставки предусматривалась настройка АРМ для следующих специальностей: терапевт, невролог, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, уролог, гинеколог, травматолог-ортопед, сердечно-сосудистый хирург, рентгенхирург, рентгенолог, эндокринолог, кардиолог, ФД, эндоскопист, врач УЗИ, педиатр, ЛФК, врач КДЛ, врач-бактериолог, трансфузиолог, анестезиолог-реаниматолог, клинический фармаколог, эпидемиолог.
Также в системе были преднастроены специальности среднего и младшего медицинского персонала: старшая медсестра, медсестра процедурная/перевязочной, медсестра постовая/палатная, медсестра операционной, справочная, рентгенлаборант, фельдшер-лаборант.

Типовое решение должно было укладываться в бюджетные ограничения, быстро внедряться. Требовалось обеспечить возможность обучения большого числа пользователей в короткий промежуток времени. Кроме того, приходилось учитывать то обстоятельство, что запуск центров производится практически всегда в авральном режиме – задержки предшествующих автоматизации строительных, монтажных и отделочных работ неизбежно отражаются на сроках и условиях внедрения ГИС. Поэтому участие в программе для поставщика госпитальной системы подразумевало исключительно жесткие требования к темпам и качеству внедрения.

С учетом описанных условий и первых результатов особое внимание пришлось уделить управлению проектными рисками. При формировании проектных структур и процедур управления проектом был предусмотрен механизм идентификации и управления проектным рисками.

Для того, чтобы проект достиг своих целей в запланированный срок и в рамках ограниченных ресурсов, были выявлены и доведены до сведения всех участников следующие факторы успеха:

  1. Поддержка со стороны руководства клиники. Внедрение ГИС МЕДИАЛОГ, как правило, связано с изменением или уточнением бизнес-процессов клиники, и решения о подобных изменениях должны быть приняты ее руководством.
  2. Должно быть обеспечено точное соблюдение регламента и правил проекта внедрения.
  3. Требуется максимальное вовлечение участников проекта. Участники проекта должны большую часть своего времени работать на проекте.

Основная тактика заключалась в разработке пилотного проекта как для амбулаторной, так и для стационарной части ФЦ. Хотя ГИС МЕДИАЛОГ является гибкой и настраиваемой системой и могла бы адаптироваться к требованиям каждого ФЦ по отдельности, все же был взят за основу единый типовой вариант настроек. Плюс к этому проводилось обучение администраторов системы МЕДИАЛОГ, работающих и поддерживающих систему непосредственно в медицинском центре. Это позволяло заложить основы для развития системы в будущем силами специалистов центра.

После этого специалисты ПМТ выезжали на объект и проводили массовое обучение навыкам работы в системе врачей и среднего медперсонала. Был выбран комбинированный вариант обучения. В связи с тем, что все ФЦ имеют хорошо оборудованные конференц-залы обучение проводилось в три этапа: общие лекции для всего персонала, частные занятия для отделений, врачей и среднего медперсонала и, по необходимости, индивидуальные занятия для отдельных специалистов и руководителей.

В ходе обучения также обсуждались основные вопросы, которые возникали у пользователей, проводились небольшие настройки в системе. После этого система запускалась в опытную эксплуатацию. При этом специалисты ПМТ оказывали поддержку на месте и удаленную поддержку, проводили дополнительную регулировку настроек, отвечали на вопросы, регулировали отчетные формы – приводили решение к тому объему требований, который требовался в данных конкретных условиях.

В результате внедрения первых трех центров выяснилось, что отсутствие конечного объема четко выраженных требований приводит к недопониманию и трудностям в адаптации системы. Поэтому сотрудниками ПМТ был разработан регламент, состоящий из нескольких этапов, для каждого из которых точно указано какая функциональность внедряется на данном этапе, какие работы должны быть сделаны и какой объем функций входит в стандартную поставку.

Перечень этапов проекта включает в себя ознакомление персонала с ГИС МЕДИАЛОГ, организацию внедрения, пуско-наладочные работы, обучение администраторов, обучение персонала и т.д.
В ФГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» г. Чебоксарыключевым фактором успешного внедрения стало то обстоятельство, что ни сотрудники, ни руководители центра не рассматривали внедрение как проблему исключительно поставщика ГИС. С первых же дней коллектив центра в лице рабочей группы включился в процесс внедрения как активный участник проекта. Рабочая группа дважды приезжала в Москву для обучения, очень активно занималась поддержкой и адаптацией системы совместно с проектной командой ПМТ.

В результате, система используется в полном объеме и при амбулаторном приеме и при стационарном лечении. Ведутся электронные медицинские карты (в стационаре – электронная история болезни). Применяется система назначений, отмечают факты выдачи медикаментов, ведется персонифицированный учет расходования медикаментов на пролеченного пациента, на каждый конкретный случай оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Система учета и расходования медикаментов при выдаче и назначениях связана в единую систему складского движения медикаментов внутри учреждения с учетом статей бюджетирования.

В системе поддерживается стандартная отчетность, которая необходима для работы стационара. В частности, настроены следующие отчеты и блоки отчетности:

  1. Учет движения больных и занятости коечного фонда стационара.
  2. Оперативные сводки по учету движения больных и состоянию коечного фонда стационара (сигнальное донесение главному врачу о суточном движении больных, коечный фонд по профилю коек за сутки, списки перемещающихся больных по отделениям за сутки и т.д.).
  3. Формирование отчетной информации об использовании коечного фонда стационара (коечный фонд и его использование за отчетный период, движение больных с учетом каналов госпитализации по профилям коек за отчетный период).
  4. Ввод и корректировка плана использования коечного фонда стационара на текущий год.
  5. Формирование статистических показателей по заболеваемости.
  6. Формирование статистических данных по работе кабинетов исследований и процедур, в том числе учет количества проведенных исследований и процедур.

Активная позиция руководства чебоксарского ФЦ и глубокое понимание задач автоматизации позволили реализовать не только плановые задачи, но и расширить рамки проекта. В дополнение к первоначально намеченной в рамках госпроекта функциональности были заключены договоры на автоматизацию клинико-диагностической лаборатории. Теперь данные автоматически поступают из ГИС в лабораторию и обратно, что не было предусмотрено первоначальными рамками проекта.

Функциональный контур лаборатории базируется на лабораторной информационной системе (ЛИС) МЕДИАЛОГ, которая поддерживает ключевые этапы работы клинико-диагностической лаборатории и все промежуточные технологические процессы: формирование направлений (заказов на исследования); осуществление забора и маркировки биоматериала, в т.ч. с использованием штрих-кодов; подготовка заданий лаборантам; формирование загрузочных листов; производство результатов на анализаторах и вручную; обработка результатов, полученных как автоматически, так и вручную; регистрация контрольных проб для осуществления контроля качества; авторизация результатов врачом; возможность занесения результатов исследований в электронную медицинскую карту пациента (в автоматическом режиме с анализаторов, либо в ручном режиме); распечатка результатов; печать лабораторных журналов.
Модуль ЛИС плотно интегрирован с другими модулями ГИС МЕДИАЛОГ – с электронной историей болезни, учетом услуг, учетом расходных материалов, статистики и другими.
В рамках проекта проводится также внедрение радиологической информационной системы (РИС) МЕДИАЛОГ. Данная функциональность включает в себя прикрепление графических изображений к электронной истории болезни, поддержку различных графических форматов (DICOM, JPG и других), интеграцию госпитальной информационной системы со сканером и цифровой камерой. PACS МЕДИАЛОГ обеспечивает обмен данными ГИС с современным медицинским оборудованием.

ФГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» г. Чебоксары

Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования – панорама 1


Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования – панорама 2




Внедрение МЕДИАЛОГ в федеральных центрах ВМП (PDF версия статьи)

 

PMT 2006-2017